УГРОЗА
Да на кубах не повезло, а так бы выиграл следующим ходом
Когда к предсказуемой евро-игре прикручивают рандом на кубах, результат может выйти разный.

Кого-то случайность бесит по определению, а кто-то тащится от игр-гибридов на евро-движке, но с амери-боевкой (вроде Двеллингов, Эклипса или Monster Lands).

В Пенумбре "гибридность" и "боевка на кубах" — это механика угрозы. Которая добавляет (в остальном довольно душной) евро-игре приключений, непредсказуемости и "дай я этому засранцу две тройки брошу, чтобы он отдохнул немного".

Сегодня подробно разберем механику угрозы, какая тут "боевка на кубах", и можно ли в Пенумбре проиграть от случайного броска.

А если вы пока не знакомы с игрой в целом — стоит посмотреть видео об игре или полистать главную страницу, чтобы было понятнее, о чем речь.
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ УГРОЗА
Чаще всего угроза встречается в испытаниях и контрактах — основных источниках победных очков в Пенумбре.
В начале испытания (и многих контрактов) нужно выдержать Угрозу. Это черные кубики, которые бросит другой игрок, и которые могут выбить ваши кубики или даже поранить волшебника.
И только потом, используя кубики в вашем запасе, нужно выполнить одно из заданий — обычно потратить кубики какого-то цвета и значения.

Если все получилось — вас ждет награда. Ресурсы, Аркана (необходимая для прокачки волшебника), и много победок в конце игры.
УГРОЗА
Когда волшебник подвергается угрозе, другой игрок кидает черные кубики. Например, мы столкнулись с "Угрозой 5", другой игрок бросил пять черных кубиков (справа Кубики кубики в нашем запасе):
Кубики угрозы сначала выбивают наши кубики с совпадающими значениями.
Одна черная двойка выбивает двойку искры (единственную двойку в запасе). Черная шестерка выбивает либо костяную шестерку, либо оранжевую шестерку — на наш выбор (давайте выберем костяную).

Кубиков угрозы осталось меньше. Что делать с оставшимися?
Оставшиеся кубики угрозы могут ранить волшебника, если у нас есть метки с совпадающими значениями. Обратите внимание на маленькие черные кубики, нарисованные под каждой меткой — это и есть "значения меток":
Меток со значениями 4 и 5 у нас нет, поэтому четверка и пятерка — промахи, эти кубики угрозы не делают ничего. А вот на двойке у нас есть яшмовая метка, поэтому черная двойка наносит ранение. Метка переворачивается на раненую сторону:
В этот момент все кубики угрозы распределены. Получается, мы потеряли два кубика, получили одно ранение, но выжили и можем проходить испытание.

А как можно было бы "не выжить"?

Волшебник получает смертельное ранение, если черный кубик попадает в уже раненую метку.

Например, если бы мы получили еще одну двойку:
Пришлось бы распределять ее в уже раненую метку, а это означает — смертельное ранение. Все кубики из запаса сбрасываются, а следующих ход автоматически отдых. И минус 3 очка в конце игры.

"Две шестерки или три единицы тоже подойдут" — подсказывают кровожадно настроенные друзья за игровым столом.

Выходит, у нас тут лютый рандом и можно отъехать на одном неудачном броске.

Или нет?
УПРАВЛЕНИЕ УГРОЗОЙ
Отъехать на одном неудачном броске — безусловно можно.

Если не готовиться и идти в испытание как в амери-мочилово на кубиках (с криком "пренебречь, вальсируем"). Но вообще игра не про это, и угроза в Пенумбре — явление довольно управляемое.

Некоторые эффекты просто отменяют угрозу, чтобы черные кубики по вашему волшебнику просто не летели:
И даже если яшмовой дисциплины нет в игре — Серебрянка продается в зельеварне, а желтые кубики всегда отменяют угрозу по эффекту примагии.

Помимо отмены угрозы, стоит прикрывать уязвимые метки кубиками в запасе. Если вы отправляетесь в испытание вот в таком состоянии, то это не "на кубах не повезло", а кто-то напрашивается:
В такой ситуации стоит прикрыть двойку и шестерку кубиками. И тогда к смертельному ранению будут приводить только три одинаковых значения (три единицы, три двойки или три шестерки):
Есть и карты, которые не отменяют угрозу, а защищают уязвимую метку или превращают черные кубики в промахи:
Симулякр создает кубики с любыми значениями по вашему выбору. Плащ-Невидимка и Лист Чародерева подкручивают кубики угрозы уже после того, как они брошены.

Хочется перестраховаться и точно не получить по лицу? Любой каприз за ваши деньги:
Филактерий отменит эффекты Смертельного ранения, будто ничего и не было. А Невидимость сбросит ВСЮ угрозу, когда ваш друг уже кровожадно потирает в ладошке семь черных кубиков.
интерактивная боевка без хитпоинтов
Зачем делать навороченную боевку без хитпоинтов (очков здоровья), если есть проверенное работающее решение?

Механика угрозы обеспечивает интересную интерактивность там, где ее обычно нет.

Системы на основе хитпоинтов подталкивают только в одну сторону: имей побольше хитпоинтов, теряй поменьше хитпоинтов, и быстрее восполняй все что потерял (за редкими исключениями в виде персонажей-берсерков, которые получают баффы при низких хитпоинтах).

А вот эта странная система с метками и кубиками ломает шаблон
С одной стороны, игра подталкивает прокачивать планшет и набирать новые метки... но это делает волшебника более "заметным" для противников. Можно сознательно не прокачивать планшет, иметь мало меток, быть более "скрытным"... но иметь меньше сил.

Кубики защищают волшебника от ранений, но кубики нужны для всего. Защищать кубики (с риском получить смертельное ранение) или защищать волшебника (с риском остаться без кубиков)?

Некоторые билды волшебников вообще стремятся получать ранения, а не защищаться от них:
Уязвимость и Манок Бед заставляют игнорировать кубики в вашем запасе и распределять всю угрозу сразу в метки. Да, так сохранится больше кубиков. Но можно и отъехать.

Зато если риск оправдается — можно получить несколько ранений (вот это счастья привалило), и эти же ранения потратить как кровь на заклинание вроде Жертвы.
ВСЕ СТРАТЕГИИ РАБОТАЮТ
Что самое странное, все эти стратегии работают.

Можно играть от суровой защиты яшмовыми заклинаниями. А можно углубиться в магию крови и балансировать на грани гибели.

Можно управлять рандомом, снижать риски, залить проблему ресурсами и полностью исключить возможность поражения.

А иногда можно и рискнуть, ведь "ну не выбросит же он две шестерки на двух кубах".