ПРИМАГИЯ
Надоело менять овцу на дерево!
Евро-игры периодически троллят за "обмен овцы на дерево". Мол, все ресурсы абстрактны, и нужны только для перегона одних в другие, а потом в победные очки.

Поэтому в Пенумбре (которая старается быть тематичной евро-игрой) отправная идея была вот какая:

Что если каждый ресурс будет иметь тематичную игровую функцию?

Идея сработала: в Пенумбре у каждого ресурса и у каждого цвета кубиков есть тематичный внутриигровой эффект. Поначалу это кажется перегруженной частью игры, а потом "да как я раньше без этого жил".

Вот об этом сегодня подробно. В нюансы правил и точный вординг не полезем, но все эффекты вкратце разберем.

Если еще не смотрели видео об игре, стоит начать с него, или хотя бы полистать страничку об игре (чтобы было понятно, о чем идет речь).
ЭФФЕКТЫ КУБИКОВ
Выбить
При размещении красным кубиком можно "выбить" другой кубик из ячейки, если он меньше по значению. То есть встать в занятую локацию.
Усилить
Оранжевым кубиком можно усилить любое заклинание, которое зависит от числа меток магии.
Защитить
Желтый кубик отменяет кубик угрозы. То есть можно отправиться в опасную локацию и не получить ранений.
Добыть
При размещении зеленым кубиком в диких землях, можно получить ресурсы (собрали ягодки-грибочки).

Убедить

При размещении синим кубиком в магазине можно снизить цену покупки на один любой ресурс.
Прихватить
При размещении фиолетовым кубиком в городе, можно получить ресурсы (что-то подрезали по пути).
ЭФФЕКТЫ ИНГРЕДИЕНТОВ
Связать
С колдовской Кровью можно отыскать и зарезервировать важный для вас Контракт (пока его не утащил кто-то другой).
Повлиять
С помощью Кристаллов можно манипулировать кубиками: перебрасывать, подкручивать и даже перекрашивать.
Подкупить
Драгоценности прокручивают рынок карт: так можно найти в любой колоде именно то, что вам нужно.
Исцелить
Благодаря Плодам можно исцелить ранения волшебника (и не зависеть от выхода лечебных зелий на рынок карт).
Успеть
За Безделушку можно сделать дополнительное размещение кубика в свой ход (сделать три действия вместо двух).
Оказаться
Потратив Аркану, можно встать кубиком в любую локацию, даже если она полностью занята.
ЗАЧЕМ СТОЛЬКО ВСЕГО
Зачем вообще добавлять такой навороченный кусок в игровые правила? Не становится ли это избыточным усложнением?

Если бы мы делали "Мою Маленькую Пенумбру" или "Горизонты Пенумбры" (для казуальной аудитории), то Примагия первой пошла бы под нож. Потому что 12 уникальных эффектов для всех кубиков и ресурсов это ту мач.

Даже при наличии хорошей памятки.
Но для продвинутых игроков это, наоборот, дает множество возможностей, сумасшедшую гибкость и простор для комбушечек.

Большинство внутриигровых проблем становятся решаемыми, зачастую несколькими способами. Если подумать и найти решение — иногда не самое очевидное.
ЛЮБАЯ ЗАДАЧА РЕШАЕМА
Примагия работает на кубиках и ингредиентах. Не зависит от выхода карт на рынок, или от того, какие дисциплины участвуют.

Все ингредиенты кроме Арканы — всегда доступны, как и их конвертация. У игрока всегда есть возможность их получить с помощью Леса и Руин и обменять на Базаре:
Это создает в Пенумбре любопытное свойство:

Любая задача решаема. Вопрос лишь в цене и находчивости.

  • Заняли нужную тебе ячейку? Выбей красным кубиком. Нет красного кубика? Используй Кристаллы и перекрась костяной в красный. Не хватает действий в ходу? Заплати Безделушку и сделай еще одно.

  • В Гильдии нет светлых контрактов, прут одни мрачные, а ты уже намылился быть светлым волшебником? Используй Кровь, чтобы порыться в колоде контрактов и найти то что нужно.

  • В классе нет полезных для тебя заклинаний? Покрути колоду класса за Драгоценность. Нет драгоценностей и неоткуда их взять? Сходи на Базар фиолетовым кубиком, за это получи ресурсиков, их на Драгоценности и обменяешь.

Почти в любой ситуации, когда кажется "нет, я не могу этого сделать" — на самом деле это "можешь, если используешь вот такие ресурсы таким способом".
ЗАЧЕМ ТОГДА ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ
Зачем тогда столько заклинаний, зелий, артефактов и всяких других приблуд, если есть Примагия?

Карты либо делают что-то совсем другое, либо делают то же самое, но более эффективно.
Альтерация дублирует эффект Кристаллов (манипуляции кубиками), но за ту же цену делает больше манипуляций.

Златоуст тоже дает скидку на покупку, как и синий кубик. Только скидка может быть бесконечно большой, а покупка не требует размещения в магазине.

Разлом защищает от угрозы, как желтые кубики. Но за одно применение ломает сразу несколько кубиков угрозы.

Зачем тогда Примагия? В отличие от заклинаний, она всегда доступна, а ее эффект не зависит от количества меток. Заклинания конечно сильнее, но их надо сначала изучить, а еще посильнее прокачать соответствующую дисциплину.
НОВИЧКИ, опытные и НАИГРЫШ
Такое обилие возможностей всегда делает игру скиллозависимой. Увеличивает разрыв между новичком и опытным.

И вот пошел новичок бить Плащевика. И кубики даже красные подготовил. А ему бац — броском на угрозу их выбило, еще и волшебник раненый теперь. Ну всё, говорит, поиграно. По лицу получил, испытание не прошел. На кубах не повезло!
А опытный игрок смотрит и видит НЕСКОЛЬКО вариантов решения. И (в доброжелательной ячейке) даже подсказывает:

Вон же у тебя хилка в инвентаре, отлечи вторую метку, это даст красный кубик. Две другие раненые метки используй как кровь, за это скастуй Жертву, получишь еще один красный кубик. Потом за кристаллы докрутишь на тройку и четверку, и готово.
Это частый признак комплексных игр, требовательных к наигрышу. Такие игры раскрываются после нескольких партий, и опытный игрок в них имеет намного больше шансов на победу.

Минус — с первого раза победить сложно. Нужно погружаться и наигрывать. И первое время постоянно пялиться в памятку.

Плюс — есть куда погружаться. Достаточно глубины, возможностей и разнообразия. Есть что покомбить и куда применить мозги.



Ну и овцу на дереву менять не приходиться, опять же таки.