Заклинания
Крути комбушечки как темный лорд
Половина всех травм учеников в школе волшебства начинается со слов "смотри как я могу". Вторая половина — со слов "это ерунда, смотри как Я могу".

Сегодня лонгрид о том, как в Пенумбре работают Заклинания — самая мякотка игры, из которой предстоит крутить комбушечки и удивлять друзей.
КАРТЫ ЗАКЛИНАНИЙ
Заклинания — самая широкая категория карт, которыми распоряжаются игроки. Все магические Дисциплины включают в себя несколько Заклинаний.

Все Заклинания устроены схожим образом.

Слева — стоимость, т.е. что нужно потратить, чтобы запустить Заклинание. Чаще всего там кубик того же цвета, что и заклинание. cнизу — эффект , т.е. что при этом произойдет:
Оба этих заклинания взаимодействуют с механикой Угрозы (когда по вашему волшебнику летят опасные черные кубики).

Чтобы применить Уязвимость, нужно потратить красный кубик с любым значением. При этом волшебник скорее всего будет ранен, но зато вы сможете сохранить остальные свои кубики.

Разлом оплачивается желтым кубиком с любым значением. Разлом, наоборот, защитит вашего волшебника — сбросит несколько черных кубиков из броска на угрозу.
что делают заклинания
В Пенумбре несколько десятков разных заклинаний с уникальными эффектами.

Некоторые помогают получать и конвертировать ресурсы:
Единство с природой просто приносит много ресурсов. Алхимия конвертирует Плоды (самые дешевые) в Драгоценности (вдвое более ценные). Мистерия превращает ровно одну Драгоценность в одну Аркану (самый ценный ресурс, являющийся одновременно победными очками.

Другие заклинания помогают в схватках с волшебными тварями и чудовищами:
Порча отменяет способности чудовищ и других противников. Барьер защищает ваши кубики (чтобы после отражения атаки вы еще смогли что-то сделать). Дымка манипулирует черными кубиками угрозы, чтобы вы могли подкрутить на них нужное вам значение.

Есть заклинания, которые помогают учиться и развивать волшебника. Этим особенно славится Сапфировая Дисциплина:
Пожиразум набирает вам новые карты в Гримуар, Златоуст выбивает бесчеловечные скидки из торговцев, а Одержимость позволяет прокручивать любые колоды и находить то что вам в них нужно.

Конечно, все это можно закомбить: сначала прокрутить рынки Одержимостью, потом забрать нужные карты из классов Пожиразумом, а в догонку прихватить бесплатно крутой артефакт с помощью Златоуста.

И помимо этого есть куча всяких более экзотичных эффектов:
Зов разворачивает карты питомцев, Призрачная Речь дает доступ к не участвующим в партии классам, а Каденция удваивает эффект следующего заклинания.
УСИЛЕНИЕ заклинаниЙ
Многие заклинания становятся сильнее, когда вы прокачиваетесь в магических искусствах — то есть добавляете метки на планшет волшебника:
Обратите внимание на их эффекты вот этих двух заклинаний:
В обоих есть фраза "за каждую такую-то метку", А в иконографике шестиугольный символ метки.

Зов разворачивает больше питомцев, если у вас много Изумрудных меток на планшете. А Пожиразум набирает больше новых карт в ваш гримуар, если много Сапфировых меток.

При этом далеко не все заклинания имеют такое свойство. Многие заклинания никак не зависят от количества меток и дают безусловный эффект, всегда одинаковый.

Например, Уязвимость и Единство с природой работают у всех волшебников одинаково, и от прокачки планшета не зависят:
Таким образом, некоторые карты подталкивают прокачиваться "вглубь", усиливать одну магическую дисциплину как основную. А другие, наоборот, предлагают развитие "вширь" (мол, попробуй что-то из другой дисциплины).
мирные и боевые заклинания
Каждый ход игры вы делаете одно из трех: обучение (обычный ход с размещением кубиков и прокачкой планшета), испытание (идем бить василиска) или отдых (восстановить кубики и развернуть карты).

Многие заклинания действуют только в какой-то конкретный тип хода — либо во время обучения, либо во время испытания (во время отдыха использовать заклинания нельзя).

Вот, например, уже знакомые вам Единство с природой и Дымка. Обратите внимание, как отличается их стоимость:
А именно нас интересуют вот эти значки:
Они обозначают ограничение: Единство с природой можно использовать только во время обучения, а Дымку — только во время испытания.

На многих заклинаниях нет ни одного из этих значков. Это универсальные заклинания, их можно использовать и во время обучения, и во время испытания.
Как например уже знакомые вам Зов, Барьер и Каденция.
фокусы со стоимостью
Несмотря на то, что у заклинаний есть стоимость, — обычно "потрать такой-то кубик" — есть много способов эти кубики не тратить, или потратить что-то другое.

Обратите внимание, у этих заклинаний более одного варианта стоимости:
Альтерацию можно оплатить оранжевым кубиком, а можно двумя Кристаллами (обычно это выгоднее). У Контроля аж целых три варианта стоимости: можно оплатить синим кубиком, можно Безделушкой, а можно... так, стоп, а это еще что за ерунда?

В некоторых картах вы увидите слева (в стоимости) или справа иконку заклинания. Это называется эффектом запуска:
Пожиразум будет бесплатным, если прямо перед ним вы использовали другое синее заклинание. Иными словами, Пожиразум бесплатно "запускается" любым синим заклинанием.

Трансгрессия, наоборот, "запускает" любое фиолетовое заклинание. То есть сразу после нее какое-то другое фиолетовое заклинание можно использовать бесплатно.

А Распев (совсем уже полом, по словам ваших оппонентов) вообще запускает любое заклинание. Собственно, больше он ничего и не делает: у него вообще нет эффекта, кроме запуска.

Пока просто? Давайте тогда к тому, что перенесет нас в "комплексити 3.5 - 4 по Boardgamegeek".
ЦЕПОЧКИ заклинаний
Эффекты запуска связывают заклинания в цепочки. И эти цепочки могут быть буквально любой длины.

Давайте начнем с простого. Вот мы спели Распев, и им запустили Златоуст. (потому что Распевом можно запустить что угодно). Златоустом что-то купили со скидкой, то есть применили его эффект. Пока получилась цепочка из двух заклинаний:
Сразу после Златоуста можно бахнуть например Пожиразум, который запускается любым синим заклинанием. Пока что цепочка из трех карт:
Эффектом Пожиразума мы возьмем несколько карт с рынка. Давайте предположим, что мы взяли из оранжевого класса Легато и Янтарную Арию:
Этими новыми картами мы можем продолжить нашу цепочку. Легато запускается любым заклинанием и, в свою очередь, запускает любое заклинание. То есть это такая связка, перемычка между двумя любыми заклинаниями. Давайте добавим его в цепочку:
А теперь, после Легато, можно присоединить в цепочку что угодно. Давайте добавим только что полученную Янтарную Арию:
Янтарная Ария, которую мы добавили в цепочку (из теперь уже пяти заклинаний), даст нам оранжевый кубик за каждое заклинание в этой цепочке. А еще после Янтарной Арии можно запустить любое заклинание бесплатно. Если мы это сделаем, оно станет в цепочке уже шестым.

Но давайте для этого примера на этом остановимся и просто заберем свои бесплатные пять оранжевых кубиков (за Янтарную Арию).

Итого:

Мы потратили 2 Кристалла (относительно дешевый, легкодоступный ресурс). За это применили пять заклинаний, не заплатив больше ничего. И еще получили пять оранжевых кубиков на выходе.

Вот в этом месте вам скажут, мол, что-то ты дружок начитерил, давай-ка объясняй, как это ты из ничего сделал себе кубиков, надергал бесплатно карточек и еще артефакт со скидкой купил.
НЕСЛОЖНАЯ ИГРА ДЛЯ СЕМЕЙНОЙ АУДИТОРИИ
Как можно понять из последнего примера, Пенумбра — игра весьма хардкорная.

Но вот что интересно.

У нас бывали плейтесты с игроками, которые обычно играют легкие семейки. И, пусть со скрипом, но они тоже справлялись. И даже хотели ещё.

Пенумбра спроектирована таким образом, что многие сложные взаимодействия и комбушечки можно просто игнорировать.

Если казуальный игрок за вашим столом не увидит сложную цепочку из пяти заклинаний — ничего страшного не произойдет. Он просто будет играть другими картами, замечать и использовать другие возможности.
Помните пример из самого начала? Сделай ресурсики через Единство с природой. Конвертируй зелененькие в желтенькие Алхимией. А потом хлоп, бахни Мистерию, — и из одного желтенького сделай один фиолетовенький, самый ценный.

Так тоже можно. И интересно.

Если вы уже уплетаете комплексные евро-игры всухомятку на завтрак — в Пенумбре вы будете вертеть карточки, как будто вы в этой школе чародейства тридцать лет преподавали.

А если переживаете, что для вашей ячейки это будет трудновато... просто оранжевый и синий классы отложите в сторонку на первые партии — и всё получится.